pelerin_rus

Categories:

Русские города в акварелях и литографиях: секреты реставрации

Белоногов И. М. Вид Петербурга. 1839. Бумага, гуашь, акварель. Реставратор Т. С. Жукова.
Белоногов И. М. Вид Петербурга. 1839. Бумага, гуашь, акварель. Реставратор Т. С. Жукова.

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Продолжаю тематику, начатую в посте Старинные виды и планы русских городов.

Многие русские художники запечатлели в акварелях, ри­сунках, гравюрах и литогра­фиях старые города России. При разной степени таланта, мастерства, при разли­чии художественных манер этих художни­ков объединяет лю­бовь, с которой они изобра­жали большие и малые, скромные и знаменитые го­рода нашего Отечества. Мы должны быть также благодарны иностран­ным художникам, ведь и их любопытными глаза­ми смотрим мы на ушедшие (или слегка изменившиеся) красоты русских городов. 

Но не будем забывать: время беспощадно к произведениям искусства и к старинным картографическим сокровищам, все в этом мире тленно. К счастью, есть у нас в стране организация, которая буквально спасает произведения графики и дает нам возможность по-прежнему пользоваться ими в читальных залах библиотек и архивов, любоваться в картинных галереях, музеях, выставочных залах. Это Всероссийский художествен­ный научно-реставрацион­ный центр имени академика И. Э. Грабаря, основанный еще в 1918 году! Ниже — лишь несколько видов городов и монастырей, возвращенных из небытия трудами его сотрудников. Все листы находились в крайне тяжелом состоянии. 

Борель П. Валаамский монастырь. Бумага, литография. Группа реставраторов.
Борель П. Валаамский монастырь. Бумага, литография. Группа реставраторов.
Белоногов И. М. Вид города Ярославля. 1854. Бумага, акварель. Реставраторы Е. А. Костикова, Н. М. Хавтаси.
Белоногов И. М. Вид города Ярославля. 1854. Бумага, акварель. Реставраторы Е. А. Костикова, Н. М. Хавтаси.
Белоногов И. М. Город Рыбинск. Бумага, акварель, тушь, перо. Реставратор Т. С. Жукова.
Белоногов И. М. Город Рыбинск. Бумага, акварель, тушь, перо. Реставратор Т. С. Жукова.
Александров. По рисунку Иванова. Святогорский монастырь // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Александров. По рисунку Иванова. Святогорский монастырь // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Александров. По рисунку Иванова. Псков // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Александров. По рисунку Иванова. Псков // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Бестужев Н. Вид Читы с дороги из Иркутска. Бумага, акварель. Реставратор Е. А. Костикова.
Бестужев Н. Вид Читы с дороги из Иркутска. Бумага, акварель. Реставратор Е. А. Костикова.

В реставрационной практи­ке каждое произведение тре­бует к себе индивидуального подхода. Приступая к воссозданию графических произве­дений, реставратор сначала определяет, на какой бумаге и в какой технике выполне­ны рисунок или гравюра. Потом ус­танавливает, чем данный экс­понат «болен», какого проис­хождения на нем пятна и за­грязнения (жировые, плес­невые, бактериальные), выясняет свойство и проис­хождение затеков (как они могут повлиять на бумагу). И вот когда исследованы ос­нова и красочный слой про­изведения, когда изучены по­вреждения, реставратор под­бирает нужные ре­активы и для каждого про­изведения определяет свою методику.

Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид до реставрации.
Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид до реставрации.
Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид после реставрации. Реставратор В. А. Котухова.
Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид после реставрации. Реставратор В. А. Котухова.

Вот какие трудности пришлось преодолеть при возвращении к жизни акварельного рисунка И. М. Белоногова «Восточный вид города Ярославля». Пожел­тевший и сильно загрязнен­ный лист был разорван на несколько фрагментов, имел прорывы, потертости, цара­пины, изломы, утраты бумаги. Предварительно была про­изведена проверка красок на водостойкость. Затем лице­вая и оборотная стороны ме­ханически обрабатывались скальпелем, резинкой и рези­новой крошкой. Наконец произведение промывалось на фильтрованной бумаге, дублировалось на форзацную бумагу, отпрессовывалось и тонировалось на уча­стках утрат. Результат вы видите на этих сканах (к сожалению, разыскал только черно-белые репродукции).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic