pelerin_rus

Categories:

Наш ответ "Чужим" и "Хищникам"

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Сегодня мне хотелось бы порассуждать о новеньком, только что «с иголочки», фильме «Спутник» (режиссер Егор Абраменко).  Как и большую часть фильмов последнего времени,  смотрел через интернет, выгружают их быстро (удобно ведь, смотри в любое время, если нужно, нажал на «стоп», пошел, чайник поставил).  Но этот фильм пока что и не выходил на широкие экраны: премьера намечалась на апрель, а тут — пандемия, все кинотеатры закрылись. Так что премьера прошла в «официальных» онлайн-кинотеатрах, а за ними и «партизанские» ресурсы подтянулись. 

Я назвал это творение нашим (русским) ответом всевозможным «Чужим» и «Хищникам». На что моя дочь ехидно заметила: «А разве Голливуд нас спрашивал о чем-то? Так и зачем отвечать-то?» Эдакая игра слов, конечно, но и некий подтекст, стоит ли, мол, идти по чужим следам? Вопрос не простой, поскольку всегда в мировой литературе, живописи, в театре, а с появлением кинематографа и в кино были некие кочующие сюжеты, были темы, которые волнуют всех. И едва ли у какой-то страны, студии, у какого-то режиссера есть исключительное право право снимать на какие-то ТЕМЫ. (Бывает, что у кого-то зафиксированы права на конкретных персонажей и способ их изображения — ну да здесь речь о другом.) Другое дело, что не стоит использовать чужие лекала, штампы, приемы, фразы и т. п. Хотя  совсем игнорировать наличие Голливуда и его продукции теперь уже просто нереально. Это все равно что пытаться игнорировать существование электроники, произведенной в КНР...

Так о чем фильм? Перед нами частично альтернативная история времен позднего СССР. (Частично, потому что все основные реалии узнаваемы, придумана только история с полетом). В 1983 году советский космический корабль «Орбита-4» заканчивает выполнение своей программы и входит в плотные слои атмосферы Земли для посадки. Но еще за сутки до  этого с космонавтами пропала связь. Спускаемый аппарат приземляется на  парашюте в степях Казахстана (первым его обнаруживает казах-скотовод, а не поисковая группа, занятная сцена, но чего с космонавтами не бывает!). Из двух членов  экипажа в живых остается только один —  Константин Вешняков (артист Петр Федоров), которого  отправляют на карантин. И не просто на карантин, а помещают в таинственный спецобъект, смесь тюрьмы особого режима и крайне секретной научной конторы. Вешняков утверждает, что ничего не помнит...

Нужен хороший специалист,  нейрофизиолог,  чтобы оценить состояние космонавта и разобраться с нештатной ситуацией. Тем временем в Москве на коллегии Минздрава «пропесочивают» Татьяну Климову (актриса Оксана Акиньшина). Ее обвиняют в неправильных методах лечения, во врачебных ошибках, во всех смертных грехах. Ей грозят крупные неприятности. Судя по всему, перспективной молодой ученой завидуют тупые чиновницы... Но тут как бог из машины в античной пьесе появляется полковник КГБ Семирадов (Федор Бондарчук), начальник таинственного спецобъекта. Он обещает Татьяне решить все проблемы и делает предложение, от которого трудно отказаться: поехать с ним «для консультации»  dans les steppes de Kazakhstan. Поколебавшись, она соглашается.

Неплохо показана атмосфера спецобъекта: продуваемые всеми ветрами степи, колючая проволока,  харизматичный Семирадов-Бондарчук, царь, бог и воинский начальник этой шарашки, суровые сотрудники в штатском и в форме, множество запретов, охрана на каждом шагу. Причем охранники никогда, даже в помещении, не снимают касок и бронежилетов. От кого здесь ожидать пулю? (Броники у нас по сравнению с теми же американцами внедрялись с явным опозданием, тогда уже использовались в Афганистане, хотя качество их еще оставляло желать лучшего.) И да, Семирадов ходит в какой-то странной полевой (а не повседневной)  форме, и не с синими (чисто гебешными) петлицами, а с зелеными пограничными. Впрочем, погранцы тогда тоже подчинялись КГБ, и возможно это просто конспирация... Но вызывает недоумение наличие  зеков с тяжелыми статьями, которые используются на территории для черновых работ, один из них даже пытается схватить Татьяну. Уголовники НА ТАКОМ ОБЪЕКТЕ? Дайте мне это развидеть, как нынче говорят. Но не все так просто, товарищи, КГБ не даром свой хлеб ел. Чуть позже мы увидим, для чего понадобились эти отбросы советского общества, тут «гениальная задумка».

В общем-то, весь фильм происходит сотрудничество-противостояние Татьяны и Семирадова, и это самые яркие фигуры. На мой непросвещенный взгляд несколько блекнут и врач, который пытался ранее заниматься Вешняковым, и даже сам космонавт. Про остальных персонажей и говорить нечего — они просто фон или нужны для отдельных эпизодов...

Тем временем выясняется ужасное: в теле космонавта поселился рептилоид с РЕН-ТВ нехорошо так говорить злой и страшный ксеноморф. Именно он убил напарника Вешнякова, а его самого избрал для комфортного проживания. Ксеноморф выходит по ночам, безобразит, потом также залезает обратно (через рот человека). Зрелище убедительно-тошнотворное. Вешняков в этой время будто бы ничего не видит, не осознает, не помнит (ему еще заранее дают снотворное). Причем космонавт в целом чувствует себя неплохо, произошел некий симбиоз двух организмов. Но что-то (знание ксенобиологии, наверное, преподавали же ее в СССР медвузах и в Высшей школе КГБ) подсказывает, что инопланетный гад просто использует космонавта как оболочку, а потом убьет его за ненадобностью. 

Некоторое недоумение вызывает само появление ксеноморфа в корабле, никак не объясненное. Эдак спускались в капсуле два советских космонавта, мимо без скафандра чужой летел. Постучал. «Че надо, чувак?» «Ребят, закурить есть?» «Залазь, покурим, еще и шампанское с Нового года осталось в тубах». Открыли люк. Залез, одного погрыз, на второго морок навел, поселился в нем. «Наелся и спит» (©).

Дальше — больше: рептилоиду с РЕН-ТВ тьфу  ксеноморфу надо кушать регулярно. Его выпускают по ночам, и на корм ему дают... да-да, тех самых зеков с расстрельными статьями, убийц, насильников и прочих. Причем чужой реагирует на страх, на тех, кто его боится. Татьяна подсмотрела это зрелище, уговорив местного врача показать ей, как все происходит. В обмен обещала ему безвозмездную помощь: «Ваша Нобелевка меня не интересует». Но Семирадов откуда-то все узнал, и в следующий раз уже официально повел Татьяну полюбоваться кормежкой. Его невероятно увлекает идея использовать злого элиена как биологическое оружие.

Постепенно методы работы Татьяны дают результат, она и Вешняков сближаются чисто по-человечески. Оказывается, космонавт все знает, все помнит, он в курсе про ксеноморфа. У него два пути: либо принять все как есть, практически уже слиться с чужим в единое целое, либо разделиться и уничтожить пришельца. Он все-таки хочет побороться и выйти отсюда. Перед самым полетом он узнал, что женщина, с которой он когда-то состоял в близких отношениях умерла, и остался ребенок, мальчик. Он числится в детдоме как Леша Романов. Космонавт хочет усыновить его, еще не зная, что ребенок — инвалид... 

Вешняков и Татьяна решаются на побег. Она вводит космонавту специальный препарат, дальше нужно только добраться до города, до больницы. Татьяна вроде как видит способ окончательно разделить его с чужим. Она лихо, прямо по-американски, ведет машину по степи. (В 1983 г. женщины за рулем были не частым явлением. Где научилась? Ходила в автоклуб? У папы-академика была машина?) Тем временем другой врач успел позвонить «куда следует» и рассказать о творящихся ужасах. Семирадов убивает смелого медика, вместе с подручными преследует Татьяну и космонавта и настигает их. Но ксеноморф набрасывается на харизматичного полковника и отгрызает ему голову, а потом возвращается в тело космонавта. Вешняков, поняв, что уже поздно, ничего не исправишь, решает проблему выстрелом в грудь из пистолета...

По степи мчатся машины. Кто это, правильные спецслужбисты? Военные? Интересно, сколько объяснительных пришлось написать Татьяне по поводу всего произошедшего помимо обычного обязательства «о неразглашении»? После такого вообще могли выпустить? Получается, что могли, «людям надо верить, товарищи». Более того, судя по всему все проблемы для Татьяны уже позади. Осталась только одна задача — забрать ребенка из ростовского детдома (любимый еще позднесоветскими кинематографистами сюжетный ход).  Спрашивается, а очень нужно это было молодой женщине в 80-е годы? Не проще ли попытаться создать свою семью, родить  своего ребенка (уж извините за цинизм)? Либо заниматься наукой? Да и пособия на детей-инвалидов были невелики. Однако после всего пережитого Татьяне, наверное, трудно поступить иначе. Она могла и просто полюбить Вешнякова, а это ведь его ребенок. Она прекрасно понимала, что никому в целом мире этот Леша больше не нужен. Она, наконец, как нейрофизиолог могла попытаться вылечить его (благо что он и сам  пытался ходить), привлечь хирургов, ортопедов. Да и мальчик-то внезапно оказался чуть ли не со сверхспособностями. Еще до ее приезда он произносит фразу: «Меня Таня зовут».

Удался ли фильм в целом? Это не тот фильм, который захочется часто пересматривать. Но предпринятая попытка заслуживает право на жизнь. Досадно, правда, что мы не так много узнали о самих героях, об их жизни до встречи с чужим. Но и ходульными, картонными персонажами их тоже не назовешь, это достаточно узнаваемые (хотя и чуть шаржированные) персонажи позднего СССР. Странно и то, что никто из героев почему-то не попытался проанализировать ситуацию с ксеноморфом: откуда он, много ли их таких, чем угрожают Земле, появятся ли они у нас? Моя субъективная оценка, если пользоваться пятибалльной шкалой, где-то 3,5.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic