pelerin_rus

Categories:

Парк Музеон. Часть 1. Скульптуры

Микенас Ю. Й. Первые ласточки. 1964 г. Бронза
Микенас Ю. Й. Первые ласточки. 1964 г. Бронза

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Среди множества изменений, положительных и не очень, происходящих в последние годы в Москве, следует отметить одну безусловно позитивную тенденцию: город повернулся лицом к реке. Часть набережных полностью отдана пешеходам и велосипедистам, и теперь, если есть силы и время, можно совершить длительную познавательную прогулку от Воробьевых гор до Новой Третьяковки или даже до храма Христа Спасителя. Воробьевская, Андреевская, Пушкинская, Крымская набережные проходят они мимо заказника Воробьевы горы, Нескучного сада, парка Горького, парка Музеон. Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о парке Музеон, причем остановиться пока только на такой его особенности, как наличие большого количества произведений скульптуры... Формально и Нескучный сад, и Музеон являются теперь филиалами (подразделениями) парка Горького, но мало кто из москвичей и гостей столицы об этом вообще задумывается, эти парки воспринимаются как абсолютно самостоятельные локации...

Парк искусств «Музеон» ограничен со стороны Москвы-реки Крымской набережной, а с остальных сторон — улицей Крымский Вал (составная часть Садового кольца), Мароновским переулком (переходящим в 1-й Голутвинский) и 3-м Голутвинским перулком. Еще в 60-е годы на месте парка стояла  малоэтажная застройка. В начале 70-х ее снесли, и приступили к строительству Центрального дома художника и нового здания Государственной Третьяковской галереи. Комплекс успешно возвели к 1979 году, но вся территория до набережной оставалась скучным пустырем. Тогда художники  за следующее десятилетие создали полноценный парк, при содействии московских властей высадив  деревья. Наступил август 1991 года с его разгулом демократии. Монументальные памятники, да и небольшие произведения скульптуры, «не вписывавшиеся в новую идеологию», стали повсеместно свергать, изымать и свозить в этот парк. Первоначально их просто сваливали на землю, но в январе 1992 года мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление о создании Музея скульптуры под открытым небом. Первым гендиректором «Музеона» стал инженер и театральный деятель Михаил Михайлович Пукемо. Так началась новейшая история парка, он получил шанс для развития и превращения в интереснейший культурный объект. Здесь появились: экспозиция на военную тему; отдел, посвященный сталинским репрессиям; работы, никак не связанные с политикой, относящиеся к истории русской и мировой культуры...

Комплекс ЦДХ и Новой Третьяковки. Февраль 2017 г.
Комплекс ЦДХ и Новой Третьяковки. Февраль 2017 г.

Конечно, многие люди ходят не только на прогулки в парк «Музеон», но и на выставки. По 2019 год включительно в этом комплексе соседствовали ГТГ и ЦДХ (где, в частности, проходила книжная выставка Нон-фикшн, переместившаяся теперь в Гостиный двор, см. Праздник книги в Гостином дворе). Теперь все огромное здание принадлежит Новой Третьяковке, отчего «Музеон» по большому счету ничего не проиграл. Сегодня этот парк  не только место хранения занятных артефактов, но и необычное выставочное пространство, площадка для показов редкого кино, театральных постановок и оригинальных музыкальных фестивалей, центр самообразования и большая творческая мастерская. Кстати, вопрос для эрудитов.  Как вы думаете, каким образом оказалось возможным снять вот это фото выше, и именно в таком ракурсе?

Цигаль В. Е. Памятник Н. В. Томскому. 2000 г.
Цигаль В. Е. Памятник Н. В. Томскому. 2000 г.

Ну что же, а теперь предположим, что у нас нет сил и времени гулять по нескольким набережным Москвы-реки и наша цель сегодня — именно парк «Музеон» и Новая Третьяковка. Если мы не используем личный автотранспорт, то добираемся до метро «Октябрьская» и двигаемся пешком по Крымскому валу (другой вариант — от метро «Парк культуры» через Крымский мост). Первое произведение скульптуры нас поджидает уже у здания Центральной художественной школы при Академии художеств РФ. Это памятник скульптору Николаю Васильевичу Томскому, установленный к столетию со дня рождения мастера...

Бабурин М. Ф. Торжество труда (Наука и искусство). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка
Бабурин М. Ф. Торжество труда (Наука и искусство). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка
Бабурин М. Ф. Торжество труда (Мир земле). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка
Бабурин М. Ф. Торжество труда (Мир земле). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка

Подходим к воротам парка. Здесь установлены две монументальные композиции из эпохи позднего СССР — «Торжество труда». Михаил Бабурин был широко известен прежде всего как автор монумента «Дружба» в Уфе, созданного к 400-летию присоединения Башкирии к России.

Пушкин здесь похож на кого-то из персонажей русской литературы XIX в. — чиновника средней руки...
Пушкин здесь похож на кого-то из персонажей русской литературы XIX в. — чиновника средней руки...
А здесь поэт, как говорят, в натуральный рост, 166 см. Вы выше или ниже месье Пушкина, мадемуазель?
А здесь поэт, как говорят, в натуральный рост, 166 см. Вы выше или ниже месье Пушкина, мадемуазель?

Уже приступив к написанию этого поста,  я вспомнил, что пропустил памятники Пушкину, расположенные внутри ограды, недалеко от входа. Досадно, исправлюсь! Правда, решение снимать скульптуры возникло спонтанно, ведь я спешил на одну из выставок в Новую Третьяковку, о чем тоже предстоит отдельный рассказ. Но не мог не «прихватить» хотя бы часть парка, воспользовавшись отличной погодой и приличным освещением. Конечно, очень скоро убедился, что потребуется еще одна, специальная и вдумчивая прогулка по парку. И непременно надо будет сделать еще один пост о разных уголках «Музеона». А пока... вот фотографии из архива (см. два кадра выше). Дело было полтора десятилетия назад, но маленькая Лида уже знала, кто такой Александр Сергеевич. Ладно, возвращаемся в наши дни...

Вучетич Е. В. Перекуем мечи на орала. 1957 г. Бронза
Вучетич Е. В. Перекуем мечи на орала. 1957 г. Бронза

Оригинал этой работы Евгения Вучетича установлен в Нью-Йорке у здания ООН. Здесь — уменьшенная копия.

Шервуд Л. В. Часовой. 1933 г. Бронза
Шервуд Л. В. Часовой. 1933 г. Бронза

Первоначально «Часовой» стоял перед входом в парк Центрального дома Красной армии (ныне это ЦД Российской армии, что на Суворовской площади; в старину весь  комплекс был загородной усадьбой графа В. С. Салтыкова, затем его выкупили под Инвалидный дом для неимущих штаб- и обер-офицеров, позднее устроили Екатерининский институт благородных девиц). «Часовой» Шервуда — канонический образец соцреалистической скульптуры.

Переяславец М. В. Степан Супрун. 1982 г. Бронза
Переяславец М. В. Степан Супрун. 1982 г. Бронза

Степан Супрун — легендарная личность. Летчик-испытатель, настоящий ас, командир авиаполка, дважды Герой Советского Союза, погибший в июле 41-го. И жития его было всего-то 33 года...

Ястребенецкий Г. Д. Никто не забыт, ничто не забыто. 1975 г. Медь
Ястребенецкий Г. Д. Никто не забыт, ничто не забыто. 1975 г. Медь
Кремнева Л. Л. Песня о мире. 1987 г. Алюминий
Кремнева Л. Л. Песня о мире. 1987 г. Алюминий

Одинокая женщина, мать с мертвым младенцем и мужчина-инвалид — такой может быть цена любой войны...

Мухина В. И. Требуем мира. 1950 г. Бронза
Мухина В. И. Требуем мира. 1950 г. Бронза

Скульптурная композиция Веры Мухиной до 1994 года располагалась на ВДНХ. После расширения проспекта Мира ее передали в «Музеон» — как у нас частенько водится, особенно в эпоху перемен, в неполном виде. Отреставрировали ее только в 2013 году. Не будем забывать, что «Требуем мира» создана всего лишь через пять лет после Второй мировой, когда многие города и веси в Европе и Азии еще лежали в руинах. Более того, в самом разгаре была Холодная война, и весь мир уже успел понять, что такое ядерное оружие...

Вучетич Е. В. Стоять насмерть. 1967 г. Алюминий
Вучетич Е. В. Стоять насмерть. 1967 г. Алюминий

Копия знаменитой работы Вучетича, входящей в мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане.

Калёнкова Т. И. Александр Твардовский. 1987 г. Алюминий
Калёнкова Т. И. Александр Твардовский. 1987 г. Алюминий

Александра Трифоновича знают в основном как автора поэмы «Василий Теркин», а ведь он еще в течение шестнадцати лет был главным редактором журнала «Новый мир» (символ шестидесятничества!), дал путевку в жизнь многим советским писателям. Как хотите, не могу удержаться, в пандан к этой небольшой скульптуре покажу (снова фото из архива!) памятник Твардовскому...

Суровцев В. А., Суровцев Д. В. Памятник А. Т. Твардовскому. 2013 г.
Суровцев В. А., Суровцев Д. В. Памятник А. Т. Твардовскому. 2013 г.

...который стоит на Страстном бульваре, недалеко от места  работы писателя, «Нового мира». Снимал я его в трех ракурсах, и везде очень печален Александр Трифонович. Конец всех и всяческих «оттепелей»?

Памятник Ф. Э. Дзержинскому. Скульптор Вучетич Е. В., архитектор Сперанский С. Б. (Объект культуры регионального значения. Охраняется государством). 1958 г.
Памятник Ф. Э. Дзержинскому. Скульптор Вучетич Е. В., архитектор Сперанский С. Б. (Объект культуры регионального значения. Охраняется государством). 1958 г.
Памятник Ф. Э. Дзержинскому с близкого расстояния.
Памятник Ф. Э. Дзержинскому с близкого расстояния.

...Снова переносимся в парк «Музеон». Вокруг этого  экспоната сломано едва ли не больше всего копий. Памятник Дзержинскому был воздвигнут в 1958 году на Лубянской площади (в 1926-1990 годах площадь Дзержинского). Стоял Феликс Эдмундович гордый и одинокий на специальном островке в середине площади имени самого себя,  посреди потоков городского транспорта, и ходу на этот островок простым смертным не было никакого. (А ведь в старину там располагался фонтан работы Ивана Витали, игравший роль водозаборного бассейна). За спиной у Дзержинского — старинное здание с рядами прямоугольных и полуциркульных окон, где некогда обитало страховое общество «Россия», а советское время размещалась штаб-квартира КГБ СССР. 22 августа 1991 года памятник весом 11 тонн свалили с постамента, вывезли с площади и бросили рядом с ЦДХ. Лишь в 2014 году он был полностью отреставрирован. В 2017 году появилась странная инициатива: ветераны УФСБ по Кировской области предложили перевезти монумент в Киров, вроде бы уже и спонсоры нашлись. Прошло четыре года, но воз и ныне там, с перевозом все тихо, и думаю, это хорошо. Напомню, что перед нами объект культуры регионального, т. е. московского городского значения. Поклонники ФЭД в регионах вполне могут заказать уменьшенную копию памятника... Однако не все так просто: буквально в последние год-два в различных СМИ все громче зазвучали голоса с предложением или даже требованием вернуть Железного Феликса на место, на площадь! Разумно ли это будет в условиях раскола и поляризации общества?

Потоцкий Г. В. Георгий Победоносец (Святой Георгий). 2010 г. Бронза
Потоцкий Г. В. Георгий Победоносец (Святой Георгий). 2010 г. Бронза

Наверное, автор этого блога ничего не понимает в современном прогрессивном искусстве («я художник, я так вижу»). Но вот такой Георгий вызывает однозначные ассоциации с тренером дельфинария верхом на дельфине...

Шакаров Г. Н. Господи, спаси. 1990 г. Алюминий
Шакаров Г. Н. Господи, спаси. 1990 г. Алюминий
Потоцкий Г. В. Андрей Сахаров. 2008 г. Бронза
Потоцкий Г. В. Андрей Сахаров. 2008 г. Бронза

Академик Андрей Сахаров, отец водородной бомбы, впоследствии один из лидеров диссидентского движения в СССР.

Меркуров С. Д. Памятник И. В. Сталину. 1938 г. Гранит
Меркуров С. Д. Памятник И. В. Сталину. 1938 г. Гранит

Эта скульптура из розового гранита — уменьшенная копия огромного памятника, возведенного на канале имени Москвы в районе Дубны. Копию представляли в экспозиции СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, а затем  вернули в Москву и установили в Парке им. Сталина (ныне Измайловский парк). Во время хрущевской оттепели памятник демонтировали и долго мурыжили по разным закоулкам, пока он не оказался в 1991 году в «Музеоне». У него нет носа и повреждены ступни. Полагаю, нельзя столь варварски относиться к произведениям искусства, кого бы они ни изображали. (Сразу вспомнилось, как в 2001 году в Афганистане бамианские статуи Будды были разрушены талибами.)

Чубаров Е. И. Памяти жертв сталинских репрессий. 1998 г. Гранит
Чубаров Е. И. Памяти жертв сталинских репрессий. 1998 г. Гранит

В 1998 году скульптор Евгений Чубаров создал композицию памяти жертв сталинских репрессий: 283 высеченных из камня головы уложены в огромную стену-решетку. Они символизируют репрессированных односельчан Чубарова. Виссарионыч не очень уютно себя чувствует с таким соседством, ну да что же теперь поделаешь!

Амбарцумян Р. Е. Памятник Я. М. Свердлову. 1978 г. Бронза.
Амбарцумян Р. Е. Памятник Я. М. Свердлову. 1978 г. Бронза.

Бронзовый Яков Михайлович стоял на Театральной площади (в 1919-1990 годах площадь Свердлова). В октябре 1991 года был демонтирован и перевезен в теперешний «Музеон».

Дюжев Б. И. Памятник М. И. Калинину. 1978 г. Бронза
Дюжев Б. И. Памятник М. И. Калинину. 1978 г. Бронза

Михаил Иванович Калинин, известный в советском фольклоре как «всероссийский/всесоюзный староста», всегда воспринимался как самый тихий и безобидный из советских вождей, временами — как печальник о народе и его защитник. Увы, и он подписывал расстрельные списки, а защитить он не смог даже собственную жену, Екатерину Лорберг, сидевшую в 1938-1945 году. Культ его личности (не очень большой по сравнению со Сталиным) тоже наличествовал, уже в 1931-м город Тверь переименовали в Калинин. Потом косяком пошли улицы в городах, поселки, предприятия... В 1946-м, сразу после смерти «рабоче-крестьянского президента», Совмин СССР распорядился о сооружении памятника, но что-то мешало ускориться... В 1968 Моссовет принял более конкретное постановление и выделил место: пересечение проспекта Калинина и улицы Семашко (названа в честь наркома здравоохранения). Однако только через десятилетие сдернули покрывало на открытии памятника. Помню, будучи студентом, неоднократно проходил мимо него, скажем, неспешно прогуливаясь от Ленинки до Московского дома книги. А в октябре 1991 года бронзовый Михаил Иванович был демонтирован и перевезен в теперешний «Музеон». Здесь он сидит себе тихонько под деревьями, никого не трогает, с речами не выступает... Проспекта Калинина в Москве больше нет, его «разрезали» на улицу Воздвиженка и Новый Арбат. Улица Семашко теперь Большой Кисловский переулок.  Sic transit gloria mundi...

Меркуров С. Д. В.И. Ленин. 1939 г. Гранит
Меркуров С. Д. В.И. Ленин. 1939 г. Гранит
Меркуров С. Д. Карл Маркс. 1939 г. Гранит
Меркуров С. Д. Карл Маркс. 1939 г. Гранит

Еще две работы Меркурова, более камерные — Ленин и Маркс. 

Бичуков А. А. Брежнев Л. И. 1981 г. Мрамор
Бичуков А. А. Брежнев Л. И. 1981 г. Мрамор
Орехов Ю. Г., Думанян В. Х. Портрет Л. И. Брежнева. 1970-е гг. Мрамор
Орехов Ю. Г., Думанян В. Х. Портрет Л. И. Брежнева. 1970-е гг. Мрамор

Дорогого Леонида Ильича Брежнева много не бывает... «Ну что, — устало спрашивает нас Генеральный секретарь ЦК КПСС, Маршал Советского Союза, и прочая, и прочая, — как там у вас? Все хорошо теперь, колбасы хватает, всех сортов?»

Томский М. В. Портрет А. Н. Косыгина. 1970-е гг. Бронза
Томский М. В. Портрет А. Н. Косыгина. 1970-е гг. Бронза

Алексей Николаевич Косыгин, творец экономических реформ и «золотых пятилеток», восьмой и девятой, в ходе которых произошло удвоение экономики СССР. Но реформы все-таки носили ограниченный характер, а постепенно и вовсе «ушли в песок» из-за саботажа значительной части партийно-государственного аппарата... Так называемый «поздний застой» являл собой довольно-таки печальное зрелище.

Тугаринов Д. Н. Эрьзя (Степан Нефедов). 2002 г. Бронза, гранит
Тугаринов Д. Н. Эрьзя (Степан Нефедов). 2002 г. Бронза, гранит

Ваятель Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов), представитель стиля модерн. Псевдоним скульптора означает принадлежность к одной из двух групп мордвы (эрьзя и мокша). В 1927-1950 годах работал в Аргентине. В 1951 году вернулся в СССР, получил мастерскую в районе Песчаных улиц в Москве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956). Памятник, увековечивший Эрьзю, выполнен, на мой взгляд, вполне в стиле его работ. 

Пока не смог выяснить имена авторов и точное время создания «Соцсоревнования».

Щекотихин С. А. Монументальное панно-стела «СССР— оплот мира». 1960-1980-е гг. Сталь; ковка, резьба
Щекотихин С. А. Монументальное панно-стела «СССР— оплот мира». 1960-1980-е гг. Сталь; ковка, резьба

Эта конструкция, стоявшая на пересечении Ленинского проспекта и улицы Кравченко, претерпела удивительные метаморфозы. Полагают, что уже в 1961 году сооружение находилось на указанном месте, но тогда оно представляло собой просто окруженный красными флажками цветной герб СССР. Позднее, видимо к Олимпиаде-80, позади герба воздвигли мощный арматурный щит с лозунгом «СССР —  единое союзное многонациональное государство». Вскоре власти приняли решение полностью заменить эту конструкцию на стелу с металлическим гербом, размещенным в ее верхней части. Радикальное обновление произошло в 1982-1983 годах, автором герба и стелы с лозунгом «Москва —  столица СССР» стал московский скульптор  С. А. Щекотихин. В 1988-м, накануне визита в Москву президента США Рональда Рейгана, лозунг заменили на соответствующий политической конъюнктуре «СССР — оплот мира» (тире почему-то отсутствовало).  1 ноября 1991 года герб и лозунг были демонтированы (СССР формально просуществовал еще два месяца!), а их место заняла реклама «Инкомбанка». Герб с лозунгом, без стелы отвезли на территорию «Музеона». В ходе дефолта 1998 года «Инкомбанк»  приказал всем нам долго и счастливо жить, стелу же стали использовать для всевозможных рекламных билбордов. А летом 2014 года демонтировали и стелу как не соответствующую новым правилам установки и эксплуатации рекламных сооружений. (Изложил своими словами по данным вот этого интересного расследования: https://sazikov.livejournal.com/22169.html)

Угадайте, что это за локация. Территориально она расположена не слишком далеко от "Музеона".
Угадайте, что это за локация. Территориально она расположена не слишком далеко от "Музеона".

Удивительно, что во всей этой демократической катавасии уцелели памятник Карлу Марксу на Театральной площади и Ленину на Калужской (Октябрьской). Впрочем, работы Л. Е. Кербеля и его коллег считаются значимыми произведениями искусства... Кстати, монумент на Калужской открывал уже 1985 году М. С. Горбачев собственной персоной. Как мы знаем, «процесс пошел», но куда-то не туда, в сторону от задуманной магистрали...

Ну вот, и помните, что мечты сбываются, и этого надо бояться, а культура — это, оказывается, просто цемент, который все скрепляет (см. на фото выше). В заключение — небольшой опросник.


Что вы думаете о дальнейшей судьбе памятника Ф. Э. Дзержинскому?

You can choose only one answer

Poll results is visible to all

5 people voted


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic