pelerin_rus

Category:

Город-сад, город юности

Всем доброго дня!

Занесло меня давеча по делам в славный Зеленоград, он же — Зеленоградский административный округ столицы России. Вот так, и город, и округ, все в одном лице.

К пятидесятым годам в Москве, да и во многих других крупных промышленных городах  Союза ощущалась острейшая нехватка жилья. Чтобы решить проблему, стали ускоренными темпами возводить дешевое жилье «без излишеств», строить столь любимые нами хрущобы. Но был и другой способ  — программа строительства городов-спутников. Только вокруг Москвы предполагалось создать их целый десяток. И вот 3 марта 1958 года правительство приняло постановление о строительстве первого города-спутника Москвы  у станции Крюково.  Фактически стройка началась в 196о году (первый главный архитектор — И. Е. Рожин).  В градостроительных решениях просматриваются элементы концепции города-сада, влияние застройки района Тапиола (в финском Эспоо) и английских новых городов.  Предусматривалось применение свободной планировки микрорайонов,  застройка преимущественно четырехэтажными домами. Планировалось  вывести из Москвы несколько предприятий текстильной  промышленности, шарикоподшипниковый и часовой заводы.

Один из образцов города будущего — финская Тапиола (не путать с сырками «Виола»). Взято с viralpics.win.

Но что-то пошло не так... Предприятия переезжать сюда не торопились. Программа строительства городов-спутников вокруг  Москвы была свернута, и городок у станции Крюково остался  единственным из запланированной десятки. Вроде бы нет худа без добра; в 1962-м строящийся город по инициативе А. И. Шокина,  организатора отечественной электронной отрасли, был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники.   Изменилась и градостроительная концепция: вместо сплошной  четырехэтажной застройки начали возводиться многоэтажки. 15 января 1963 года новый населенный пункт получил имя Зеленоград. А в ноябре 1968-го в дополнение к статусу города он получил статус района Москвы!

Шли годы, грянула перестройка. В 1987-м в состав города включили поселок Крюково с окрестностями. Им надлежало стать площадкой  для второй очереди развития города как центра электроники. Увы, «хотели как лучше, получилось как всегда!» (© В. С. Черномырдин). В  связи с начавшимся распадом Союза строительство Центра информатики и электроники было прекращено на нулевом цикле, при этом строительство  жилья продолжалось. Расчет количества рабочих мест в  промзонах Старого города никак не предполагал  появление Нового города. С тех пор и по сей день значительная часть зеленоградцев вынуждена ежедневно пересекать  границу Старого и Нового города или выезжать за пределы округа (в первую  очередь в Москву, в ее «старые» округа). «Вопреки нашему желанию, город перешагнул за железную дорогу. Несмотря на построенный мостопровод, связь между двумя частями города, старой и новой, слабая. Город разрублен надвое стальной магистралью...» (И. А. Покровский, главный архитектор).

1. Итак, завершив свои дела в офисе, я отправился изучать город-округ... В скверике у станции «Крюково» — памятник бойцам Советской армии, павшим 6 декабря 1941 года. Они остановили нацистские полчища на самых подступах к Москве.

2. Маленький вокзальчик станции «Крюково»...  Дальше перехожу по подземному переходу под железнодорожным полотном, сажусь на автобус и еду в центр города-округа. Автобус проносится по улице с оптимистическим названием Солнечная аллея, потом по Центральному проспекту. Пересекает речку Сходня...

3. Моя остановка. По-старому — «Горсовет», по-новому — «Префектура ЗелАО». Пространство вокруг префектуры — один из двух центров Старого города.

4. К юбилею Победы здесь, как и по всей стране, готовились. Но оказалось — не до парадов.

5. Москва гордится лучшими зеленоградцами.

6. Когда-то такие здания воспринимались как весточка из будущего. Но и сейчас, на мой взгляд, они выглядят получше, чем типовые райкомовские/исполкомовские «палаты».

7. Культурный центр «Зеленоград» затих в ожидании золотой осени.

8. И вправду, как жить без планов на будущее? Как сказал бы царь Соломон, живи он в наше время, «все пандемии проходят».

9. И у коммерсантов все еще впереди. Вот реконструируются — и заживем как боги на Олимпе. Скидки, акции...

10. «Под небом голубым есть город золотой...» Машин, говорите, много? Бензин, шум, дым. Погодите, будет и на нашей улице «Тесла»... Спускаюсь по лестнице (той, что на фото в начале поста).

11. А дальше каскадами уходят вниз искусственные водоемчики, в них плещется детвора, рядом прогуливаются взрослые.

12. А на Большом Городском пруду, он же Ангстрем, и вовсе красота, завидуй, Америка-Европа!  Расположен этот электронный пруд в пойме реки Сходня.

13. Вот только кафе-рестораны-чайханы пока что закрыты (как вон там, за мостом). Но разве нашего человека это когда-то останавливало? Сумку набьем, и — в лес или к воде.

14. Возвращаюсь снова в парк — это парк имени 40-летия Победы. Здесь в 2003 году установлен  бюст-памятник маршалу К. К. Рокоссовскому. Скульптор Е. Морозов изобразил его не в шинели, а в кожаном пальто с петлицами. Под командованием Рокоссовского войска 16-й армии защитили столицу, остановили врага и перешли в контрнаступление.

15. Двигаюсь вверх по Центральному проспекту в сторону площади Юности. По бокам — типовая зеленоградская многоэтажная застройка.

16. И типовые зеленоградские автобусные остановки... Напоминаю жителям других округов: все московские карты, «Тройки» и пр. здесь действуют! Интересно, что именно Зеленоград стал первым городом в России (2001),  где в порядке эксперимента на наземном общественном транспорте ( автобусный маршрут № 16) была введена «Автоматизированная система контроля проезда» (АСКП). На входе в салон поставили турникет и валидатор — и зашагала система по стране. Теперь же от турникетов отказываемся.

17. Можно ненадолго скрыться от изнуряющей жары и передвигаться вдоль проспекта по уютным зеленым аллеям.

18. На качельках покачаться, если вы душою не вышли из юношеского/девичьего возраста.

19. И вот перед нами площадь Юности, созданная в 1972 году, второй центр Старого города.

20. Самое тут примечательное — фонтанчики, в которых плещутся и стар, и млад.

21. И вправду, граждане, лето у нас короткое, коварное, вдруг не скоро еще придется порезвиться. Да, а масочный режим? Неужели позабыли?!

22. Здание бывшего кинотеатра «Электрон» преобразуется в культурно-досуговый центр. Хочется верить, что как минимум будет не хуже, чем прежде...

24. Памятник первостроителям Зеленограда, открытый в 2008 году (к 50-летию  города). Авторы  —  скульптор В. Козлов и архитектор Л.  Сулим. На левой стороне  монумента  надпись: «Строителям, зодчим, ученым. Первым  пришедшим сюда».

25. Напоминание о том, в каком из районов города-округа мы находимся. Всего в ЗелАО их пять: Матушкино, Савелки, Старое Крюково, Силино, Крюково. Они включают в себя 22 жилых микрорайона (один строится, один в проекте), пять промышленных и две коммунальные  зоны, Зеленоградский лесопарк и несколько отдельных населенных пунктов. Большая часть почтовых адресов в Зеленограде не содержит названий  улиц или площадей. Нужный дом определяется по номеру корпуса, в котором  первые одна или две цифры обозначают номер микрорайона, например, корпус 1106.

 26. Времени у меня было в обрез, и я решил возвращаться в Москву. (В ответ на вопрос «Доеду ли отсюда до Москвы»? зеленоградцы не смотрят на тебя как на клинического идиота, отчетливо осознавая, что собственно Москва пока еще внутри МКАДа.) Комфортную электричку с Ленинградского вокзала я опробовал по пути  в ЗелАО. Теперь же на Центральном проспекте у бывшего магазина «Океан» сел на автобус 400э, который очень скоро подкатил к притихшему международному автовокзалу «Северные ворота», что у станции метро «Ховрино». Не грусти, вокзал, будет и на твоих направлениях трафик!

Из плюсов города-округа хотел бы отметить значительное количество зеленых зон, мест для отдыха и досуга, развитую сферу торговли и услуг, более низкую, насколько мне известно, стоимость жилья. Народ здесь хорошо образованный, воспитанный и в целом доброжелательный. Из минусов — отсутствие внутригородского электротранспорта (хотя автобусы в общем-то свою задачу выполняют), разорванность города железной дорогой на Старый и Новый, явную нехватку рабочих мест, из-за чего тысячи горожан ежедневно отправляются в Большую/Старую Москву на машинах, автобусах и электричках Октябрьской дороги. Насчет социальной сферы, образования и медицины мне судить трудно, это предмет отдельного изучения. Возможно, дойдут руки и до такого репортажа...

Такие дела... А в каких городах-спутниках удалось побывать вам?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic