pelerin_rus

Category:

Отличия китайской мечты от мечты американской

Доброго всем дня!

Еще одна, на этот раз совсем небольшая заметка о Китае, но только о дне сегодняшнем этой страны.

С 2012 года у власти в КНР находится  пятое поколение руководителей во главе с Председателем Си Цзиньпином. (Еще архитектор китайских реформ Дэн Сяопин выдвинул, среди прочего, принцип ротации высшего руководства — смена поколений должна происходить раз в десять лет). Лидер КНР очень много и охотно обращается к традиционному философскому наследию китайской цивилизации, умело встраивая древние положения конфуцианской морали в современный идейно-политический дискурс.  Немало за последние годы было сказано и написано и о таком понятии, как китайская мечта. Об этом, мне кажется, в России, да и в других странах хорошо знают разве что узкие специалисты.

Еще в мае 2013 года накануне встречи с президентом США Бараком Обамой в интервью американским СМИ Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул: «На новом историческом этапе смысл китайской мечты — богатое и могучее государство, национальное возрождение и счастье народа. Цель нашей борьбы — к 2020 году удвоить объем ВВП и среднедушевые доходы городского и сельского населения по сравнению с 2010 годом, всесторонне построить общество малого благоденствия. К середине текущего столетия — построить модернизированное, богатое и могучее демократическое и социалистическое государство, осуществить великую мечту о возрождении китайской нации». Эти этапы развития страны получили название«цели двух столетий».

Вскоре развернулись достаточно серьезные дискуссии, участники которых пытались понять, в чем же особенности китайской мечты. Итогом их стала статья в центральной газете «Жэньминь жибао». В ней подчеркивалось, что только великие нации имеют право на общенациональную мечту. при этом было выделено семь основных отличий китайской мечты от американской.

1. Отличия, связанные с историческими факторами, культурными аспектами и географическим положением. С древности китайская нация страдала от набегов соседних народов, стремившихся завладеть государственной властью в стране. Поэтому в контексте китайской мечты понятие «сильное государство» всегда будет на первом месте.

2. Цель китайской мечты — национальное возрождение, цель американской мечты — личный успех. Ведь США — это государство эмигрантов, они не испытывают особой привязанности к определенной земле и территории, у них нет чувства национальной общности.

3. Китайскую мечту могут осуществить только граждане страны, американская мечта осуществляется, опять-таки, за счет талантливых мигрантов. Китай опирается только на собственные силы.

4. Китайская мечта — гармония и счастье общества, американская мечта — личная свобода и личное счастье. В Китае отдельная личность всегда была включена в систему общественных отношений. Известно такое древнее выражение: «Когда в семье гармония, — процветают все дела в государстве».

5. Китайская мечта — богатый исторический контекст, американская мечта — всего лишь двести пятьдесят – триста лет развития. Китайская мечта — это прежде всего великое возрождение китайской нации. Данной идеей в стране были увлечены с конца XIX века, когда Поднебесную охватил системный национальный кризис. А уж такой термин как да тун (великое единение) появился еще до нашей эры.

6. Китайская мечта опирается на силу народных масс, американская мечта — на выдвижение отдельного человека. Китайская нация в процессе своего развития не раз переживала времена упадка и регресса. Для развития Китая необходима единая воля. Поэтому реализация китайской мечты основано на едином сознании и едином стремлении к поставленной цели. Цель американской мечты — стремление к личному обогащению, поэтому государство делают могущественным успешные люди.

7. Китайская мечта нужна для процветания нации, американская — для личной славы. Во времена Опиумных войн (середина XIX века) народ Китая был поставлен на колени и влачил жалкое существование. Не имея подобных болевых точек в истории, трудно понять китайскую мечту. Американцы не знали больших исторических трагедий, у них не может появиться мечты, подобной китайской, их устремления связаны только с успехом, обогащением и властью.

По свидетельствам специалистов-синологов (например, Анны Аллаберт, ведущей Русской редакции Международного радио Китая), внешние проявления идеологии китайской мечты очень заметны на улицах  Пекина, других больших и малых городов Поднебесной. Здания украшены плакатами с посылами конфуцианской морали и традиционных ценностей, в их числе  сыновняя почтительность и гуманность-добросердечие. Много говорится о процветании страны, о природе в ее традиционном понимании, когда весна связывается с обновлением и реформами. Есть и образ, ставший символом «китайской мечты» —  глиняная фигурка девочки, изготовленная в мастерских Тяньцзиня. (См. заглавное фото поста, там эта фигурка изображена на плакате.)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic