pelerin_rus

Categories:

Талдом: откуда есть-пошел городок сей?

Дом Д. И. Волкова (ул. Салтыкова-Щедрина, 41). Ныне Талдомский историко-литературный музей.
Дом Д. И. Волкова (ул. Салтыкова-Щедрина, 41). Ныне Талдомский историко-литературный музей.

Всем доброго дня!

Давно и много путешествую по городам и весям Большого Подмосковья, но вот вести блог, выкладывать фотоотчеты догадался только недавно, а ведь материалов накопилось прилично. Как я уже писал, в нулевые годы подготовил к печати две небольших книжечки — о  Талдоме и Кимрах с окрестностями и о Павловском Посаде с окрестностями. Но в итоге  они увидели свет не как самостоятельные работы, а вошли как разделы в  коллективный труд (Путеводитель по туристическим маршрутам России. М.:  АСТ; Астрель, 2008. 896 с.) О Павловском Посаде начал понемногу писать (см. «нулевой» пост «Старообрядческое Корнево»). Показать Талдом и Кимры с точки зрения краеведения, географии и пр. мне еще предстоит, но придется обновить информацию (без поездок и фотосъемки не обойтись). Так что сегодня поговорим об истории, для начала — чуть-чуть об истории Талдома, городка с населением в 12,5 тыс. человек. Это центр Талдомского городского округа (ранее Талдомского района)  Московской области.

Территория Талдомского района — самая север­ная часть Подмосковья, выходящая к Верхней Волге. Местность эту — Москов­ское Полесье — любил и изучал великий русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. И такое название он дал этому поистине за­поведному уголку природы, найдя его сходство с белорусским Полесьем. Здесь раскинулась Приволжская низменность с ее хвойными лесами, белоствольным бе­резняком, зарослями ольхи, ивы, смешан­ными лесами. Здесь можно увидеть черные торфяные чаши, заполненные прозрачной водой, влажные луговые цветы и травы, голубые ленты рек Дубны и Хотчи. Главная река Талдомского района — Дубна. Это одна из крупнейших рек Под­московья, длиной 165 километров. Начи­нается она во Владимирской области, на Клинско-Дмитровской возвышенности, а впадает в Волгу недалеко от города Дубна. Археологиче­ские раскопки в среднем течении реки у Николо-Перевоза показали, что люди се­лились здесь еще в конце IV тысячелетия до н. э.

Дом-музей поэта С. А. Клычкова в д. Дубровки. От Талдома можно при желании пешочком дойти. И да, Клычковы  - семья башмачников. Неплохой домик отстроили.
Дом-музей поэта С. А. Клычкова в д. Дубровки. От Талдома можно при желании пешочком дойти. И да, Клычковы - семья башмачников. Неплохой домик отстроили.

Талдом… Почему так назван город? Языко­веды предполагают, что Талдом — производное от финских слов, имеющих корень тал-, тало — дом, талоус — хозяйство, талоуден — хозяйственное. Западнофинское племя весь обитало на верхневолжской территории до IX века. Вот почему в этих местах много топонимов, производных от финских корней. Правда, вплоть до середины XIX века бытовали ранние формы названия — Толдам, Толдом. Они не позволяют понять его смысл и происхождение. Близко по звучанию русское диалектное слово талдон — бестолковый человек (согласно В. И. Далю), однако названия населенных пунктов России от прозвищ в именительном падеже единственного числа образовывались крайне редко. Есть еще ряд наивных любительских толкований (народная этимология). Согласно «русскоязычной версии» некий архиерей, проезжая вблизи деревни, произнес слова «Там дым» (в другом варианте «Там дом»), ставшие затем ее названием. А по «татарской (тюркской) версии» здесь некогда жил татарский князь Талдуй; вот, мол, его имя и перешло на название. 

Река Волга на стыке Московской и Тверской областей.
Река Волга на стыке Московской и Тверской областей.

«Талдомская сторона обитаема с весьма давнишних времен, — вероятно, с первых времен поселения здесь, между реками Волгою и Дубною славянского племени. Это последнее в свое время явилось пришельцем на землях, до него обитаемых финским племенем весью», — отмечал священник Лев Крылов в «Материалах для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда» (Калязин, типография Семиустова, 1908; Крылов служил в Троицкой церкви села Троице-Вязники и работал в Тверской ученой архивной комиссии). Первое упоминание о Талдоме, как о деревне в семь дворов с 38 жителями, содержится в Кашинской переписной книге и относится к 1677 году. К концу XVII — началу XVIII века деревня стала селом, а затем (1776) и центром одноимен­ной волости Калязинского уезда Тверской губернии. 

С давних пор возникли в этих землях кустарные промыслы: ведь болоти­стая местность затрудняла занятия земле­делием. О становлении промыслов, прежде всего башмачного, любопытные свидетельства оставил в своих записках бывший священник Михаил Крестников (после революции он сложил сан и занялся кооперативной деятельностью). Итак, в XVIII веке здесь проходила дорога от низовий Волги на Петербург, по которой талдомцы ездили в Саратов. Там они ознакомились с кожевенными товарами и начали свое, местное производство обуви. Первоначально изготавливали лишь грубоватые мужские башмаки под названием «кирпичи» (в них между стелькой и подошвой прокладывался слой глины, плачьте, итальянские бутики!) О тяжести такой обуви можно судить по преданию о некоем силаче Ефреме Соколове, который отнес в Москву за один день сто пар «кирпичей», весивших девять пудов. Далее началось производство осташевского типа обуви («осташей»). С середины XIX века появилась плисовая и бархатная обувь на меху, через несколько десятилетий, однако, совершенно исчезнувшая. («И очень жаль, — отмечал тот же Крестников, — в холодное время было так хорошо засунуть ногу, голую, без чулка, прямо в мех»). Во второй половине XIX века «поездки молодежи в Москву повели, наконец, к знакомству с юхотными товарами, появились специалисты, отличающие козла от барана, и началось современное производство».

Действительно, после отмены крепостного права местное население очень быстро вклю­чилось в обувной, скорняжный, валяль­ный, портновский промыслы. На развитие баш­мачного и сапожного производства боль­шое влияние оказали соседние Кимры. Уже в 1859 году в Талдоме проживало более 1000 человек, число домов дошло до 147. Через 30 лет источники отмечают в Талдоме волостное правление, почтово-телеграфную контору, почтовую станцию, фельдшерский пункт, три кузницы, восемь башмачных мастерских. Жителей и гостей села обслуживали два постоялых двора, три трактира, три винных, 40 колониальных и мелочных лавок. Чуть позже открылась частная аптека, была построена земская больница на шесть коек. 

К началу XX столетия Талдом пред­ставлял собой центр обширного башмач­ного края, крупное торговое село, с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей Российской империи. Саве­ловская железная дорога, прошедшая через Талдом в 1901 году, способство­вала дальнейшему развитию торговли. Накануне Первой мировой войны в Тал­домской округе за год пошивалось около десяти миллионов пар обуви. Каждый пят­надцатый подданный Российской империи ходил в талдомской обуви! 

Экономический подъем нашел отра­жение и в купеческо-торговой застройке села: в центре Талдома встали первые камен­ные дома, раскинулись торговые ряды, сохранившиеся и поныне.

В феврале 1917 года власть в Талдоме перешла от волостного правления к земской управе, председателем ее стал крупный оптовик Н. С. Смирнов, еще в 1915 году организовавший Талдомское общество потребителей. В общество входили 1328 человек, оно открыло кооперативную чайную и номера для приезжих. 

8 марта 1918 года года волостной съезд Советов крестьянских, рабочих и солдат­ских депутатов провозгласил Советскую власть. 5 ноября 1918 года волостной исполком Талдомского совета депутатов принял решение о переименовании села Талдом в город Ленинск, который стал в 1921 го­ду центром Ленинского уезда Москов­ской губернии.  Это название город носил до 1929 года. В связи с районированием в Московской области оказалось два Ленинских района — быв­ший Талдомский и тот, где находится музей-усадьба Горки Ленинские (с 2019 года это Ленинский городской округ, но с центром в городе Видное!). К тому же и в других регионах СССР появились города с названием Ленинск. Поэтому было признано целесообразным сохранить за Талдомом его исконное название.

P. S. Фотографии все у меня зимние и давнишние. Непременно исправлюсь! Жив-здоров буду, съезжу, обойду, сниму... Любопытно будет сравнить, что в городе изменилось с домиками да церквушками. Но История — вот она, не изменилась, все так и было. «История, батенька, мамаша суровая», — как говаривал кое-кто.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic